Игры на природе

Салки

Играют 3 и более человек. По жребию или по расчету выбирают одного водящего — «салку». Все разбегаются в пределах установленных границ площадки для игры. По сигналу водящий начинает ловить играющих. Тот, до кого дотронется «салка», начинает водить, т. е. ловить, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.

Разновидности игры

«Салки с домом». Для убегающих на земле чертится «дом», где могут спасаться от «салки» убегающие, но долго находиться там они не имеют права.
«Салки — ноги от земли». Спасаясь от «салок», играющие должны оторвать ноги от земли, подтянувшись на дереве, сесть или лечь, подняв ноги вверх. В таком положении «салка» не имеет права их салить.
«Салка — дай руку». При этом варианте убегающий от «салки» кричит: «Дай руку». Если кто-то из играющих возьмет его за руку, то водящий не имеет права их салить. Если же за руки возьмутся сразу три человека, то «салка» может осалить любого крайнего.
«Салки — пересекалки». Убегающие могут выручать друг друга, перебегая дорогу между «салкой» и тем, кто убегает. Как только кто-либо пересечет дорогу, водящий должен его ловить. Тут снова кто-нибудь стремится выручить товарища и перебегает дорогу. Игра заключается в том, что водящий должен быстро переключаться и ловить нового игрока, перебежавшего дорогу.
«Салки на одной ноге». Водящий, как и остальные игроки, прыгает на одной ноге. Менять ногу, на которой прыгаешь, можно, но только не чаще,чем через 5 прыжков. Задача водящего осалить любого игрока, прыгая на одной ноге. Осаленный становится водящим.
«Волк». Играют так же, как в обычные «салки», только у каждого играющего, кроме водящего — «волка», в руках пучок травы. Когда играющий, за которым гонится «волк», видит, что его догоняют, он может бросить траву на землю и сказать: «Твоя трава, волк». Водящий должен подобрать траву и только потом продолжать преследование убегающего. Бросать траву можно только один раз. Пойманный «волком» выходит из игры, а пойманный последним в следующей игре становится «волком». Можно назначить двух водящих.

 

Картошка

Перед игрой рисуют круг диаметром 5—6 м. Играющие встают за линией и выполняют передачи мяча друг другу, как в волейболе. Когда мяч падает на землю, виновный в этом садится в середину круга, а остальные продолжают играть как раньше.
Игроки могут бить по мячу и одной рукой, но только не после первого подбрасывания, стараясь попасть по сидящим в круге.
Если бьющий по мячу не попадает в сидящих, то он также садится в середину круга. Если же он попадает, то игра продолжается.
Играют до тех пор, пока в круге не останется один человек или пока сидящие в круге не поймают мяч с лета. Тогда последний из допустивших ошибку игроков садится в середину круга, а все остальные встают за линию круга и продолжают игру.

 

Съедобное-несъедобное

Играющие встают в круг. У одного из них мяч. Назвав какой-нибудь предмет, он одновременно бросает мяч любому из игроков. Если был назван съедобный предмет, то мяч должен быть пойман, если несъедобный, то его ловить нельзя. Если игрок ошибается (ловит мяч, названный несъедобным), то он выбывает из игры. Если не ошибается, то сам называет какой-либо предмет и передает мяч.
Побеждает последний, не выбывший из игры.
У этой игры может быть и другая разновидность. Играть, как в «классики». Одиннадцатью линиями на расстоянии 0,5 м одна от другой обозначают 10 классов. Игроки располагаются перед первым классом, а водящий за десятым.
Водящий по очереди бросает игрокам мяч и называет съедобные или несъедобные предметы, а игроки должны ловить либо не ловить мячи. Если игрок не допустил ошибки, то перемещается на один класс вперед, если ошибся, то остается на месте.
По ходу игры водящий бросает мячи сначала учащимся более старших классов (стоящим впереди), затем — младших. При этом старшеклассники отходят в сторону, не мешая ловить мяч.
Играют до тех пор, пока все не «окончат школу». «Окончивший школу» последним — водящий в следующем туре.

 

Третий лишний

Играющие становятся парами по кругу лицом к центру так, что один из пары находится впереди, а другой —сзади него. Расстояние между парами — 1—2 м. Двое водящих занимают место за кругом: один убегает, другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним» и должен убегать от второго водящего. Если догоняющий коснется убегающего, то они меняются ролями. Никто не должен мешать игроку убегать от преследователя.

Разновидности игры

  1. Стоящий сзади в паре «третий лишний» должен не убегать, а догонять второго водящего.
  2. Игроки стоят в парах лицом друг к другу и держатся за руки. Убегающий может встать между руками любой пары. К кому он встанет спиной, тот «третий лишний» и должен убегать.
  3. Играющие прогуливаются по кругу парами, держат друг друга за руки, а свободные руки на поясе. Убегающий, спасаясь от преследования, может в любой момент взять кого-нибудь под руку. Тогда стоящий с другой стороны становится убегающим. Эту же игру можно проводить под музыку.

 

Палочка-выручалочка (прятки)

Выбирают водящего. Он, закрыв глаза, стоит у палочки-выручалочки и громко считает до двадцати. В это время остальные разбегаются и прячутся. Окончив счет, водящий открывает глаза, стучит палочкой о какой-нибудь предмет (пень, камень, дерево) или просто о землю и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла». Затем он идет искать спрятавшихся. Заметив кого-нибудь, он громко произносит: «Палочка-выручалочка нашла…» — называет имя найденного и бежит к палочке. Найденный также бежит к палочке. Если он добежит первым, схватит палочку и успеет сказать: «Палочка-выручалочка, выручи меня!» — то считается вырученным, если же опоздает, то выбывает из игры. Водящий старается найти и вывести из игры всех игроков. Но это сделать трудно. После того как один игрок найден, любой из остальных участников игр может быстро и незаметно для водящего подбежать к палочке и со словами: «Палочка-выручалочка, выручи всех»,— четыре раза стукнуть ею. Если игроку это удастся, то все ранее найденные игроки считаются вырученными, а водящий снова водит. Если водящий опередит, то игрок считается найденным. Новым водящим считается первый найденный игрок.

 

12 палочек

Дощечку или толстую палку кладут на камень так, чтобы один конец ее был на земле, а другой приподнят. На конец дощечки, лежащий на земле, кладут 12 палочек. Выбранный водящий или один из игроков ударяет ногой по свободному концу дощечки, и палочки разлетаются в разные стороны. Водящий начинает собирать палочки, а игроки разбегаются и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий начинает искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры. Спрятавшийся игрок может незаметно от водящего подбежать к дощечке, ударить по ней ногой со словами: «12 палочек летят». Палочки разлетаются, водящий снова их собирает, а все играющие снова прячутся.

Правила игры

  1. Водящий не имеет права подглядывать за игроками, когда они прячутся.
  2. Если замеченный игрок назван по имени неправильно, то он остается на месте, пока водящий не угадает его.
  3. Спрятавшийся может не дожидаться, когда его найдут, а в удобный момент подбежать к дощечке и разбить 12 палочек, тем самым выручить всех пойманных ранее игроков.
  4. Если водящий сможет добежать до дощечки и поймать одну из палочек в воздухе, то он меняется с этим участником игры ролями.

 

Игра в банки

Играют от 3 до 10 человек. Выбирается ровная площадка не менее 20X10 м. Для игры нужна палка (бита) длиной 1 м и 5 банок (консервных или из-под краски).
В 5—7 м от края площадки чертят круг диаметром около 1 м, в центре которого ставят друг на друга столбиком 5 банок. Каждый по очереди берет палку и от линии кона бросает ее в банки. Если он попадет и собьет только одну банку, то повторяет удар. И так до тех пор, пока не выбьет все банки. Если же игрок с первого удара собьет все банки, то удар ему не засчитывается, и он передает биту следующему. Победителем является тот, кто первым собьет по очереди одну за другой пять банок.
Нельзя заступать за линию кона, с которой договорились бросать палку. Устанавливает банки и подбирает палку следующий по очереди игрок. (Разумеется, после игры все банки следует убрать.)

 

Квадрат

Игра напоминает футбол, но для нее не нужно большого поля: потребуется площадка 4X4 или 5X5 м. Играть могут двое-трое, а на площадке 5X5 м—до восьми человек. Для игры нужен мяч, лучше футбольный.
Квадратную площадку делят на 4 равные части, в центре чертят круг диаметром 1 м. Каждый игрок занимает свое поле (свою часть квадратов).
Один из игроков со своего поля бросает мяч в центральный круг так, чтобы он отскочил в один из квадратов. Игрок, в чьё поле попадает мяч, должен отбить его ногой на другое поле после одного касания мячом земли. Он не должен допустить второго удара мяча о землю в пределах своей площадки, иначе получит штрафное очко (выйдет из игры). Игра продолжается, но игроки передвигаются на одно поле по часовой стрелке. Получивший очко начинает игру броском мяча через центральный круг. Если он трижды промахнется, ему также начисляют 1 штрафное очко.

Если играют двое или трое, то каждый из них занимает по одному полю, а при прохождении мяча через незанятое поле очко будет начислено тому, кто послал мяч в пустое поле. Если же играют 8 человек, то на каждое поле встают по 2 человека, которые считаются командой.
При игре вчетвером можно играть двое на двое.
Играют до условного количества штрафных очков.

Правила игры

  1. Мяч разрешается отбивать всеми частями тела, кроме рук, как в футболе.
  2. Игрок не имеет права дважды касаться мяча на своем поле, но его может выручить сосед, перешагнув на его площадку на одной ноге и послав мяч другой ногой на какое-либо поле.

 

Чехарда

Участники стоят в колонне на расстоянии 3 м друг от друга. Одна нога, согнутая в колене, выставлена вперед, руки опираются на колени, голова опущена на грудь.
Играющий, стоящий последним, с разбега перепрыгивает через каждого участника способом «ноги врозь», опираясь на его спину.

 

Волейбол

Две команды (в каждой 6 человек) располагаются на площадке размером 18X9 м, разделенной сеткой или шнуром, который натягивается на высоте 2—2,5 м. Игроки (в классическом волейболе 6 человек) располагаются в две линии на своих сторонах площадки.

Цель игры — одной или двумя руками перебить мяч на сторону противника так, чтобы он опустился в пределах площадки. Игроки одной команды могут ударять по мячу не более 3 раз подряд, при этом один и тот же игрок не должен касаться мяча подряд 2 раза.

Одна из команд по жребию начинает игру с подачи. При этом правый игрок задней линии из-за дальней (лицевой) черты площадки ударом одной руки подает мяч на сторону противника. Подача считается правильной, если мяч перелетит над сеткой и опустится в пределах площадки команды противника. Принимающая команда старается отбить мяч на противоположную сторону. Если в результате таких перебиваний мяча он опустится в пределах площадки принимающей команды или она допустит какую-либо ошибку, то подающая команда получает 1 очко. Если же мяч приземлится в пределах подающей команды или она допустит ошибку, то право подавать переходит к другой команде. Очков при этом никто не получает.
Игроки команды, выигравшей подачу, делают переход, они перемещаются на своей стороне площадки на одно место по часовой стрелке. Так в команде меняется подающий игрок.

Играют до тех пор, пока одна из команд не наберет 15 очков (если в командах по 2 человека, то играют до 12 очков). Но при этом проигрывающая команда должна иметь как минимум на 2 очка меньше. В противном случае игра продолжается до тех пор, пока разница не будет составлять 2 очка.
Очки начисляются только той команде, которая выполняла подачу.

Ошибкой в игре считается, если команда, перебивая мяч через сетку, не попадет в пределы площадки противника. Мяч, приземлившийся на черту, считается правильным (ограничительная черта считается площадкой).

Если мяч заденет за сетку при выполнении подачи — это потеря подачи. В остальных случаях мяч, задевший за сетку, не приводит к остановке игры.

 

Бой петухов

Чертят круг диаметром 3—4 м. Два участника встают в этот круг, каждый стоит на одной ноге, а другую ногу, согнутую в колене, захватывает кистью одноименной руки за голень.
Подпрыгивая на одной ноге, «петухи» толкают друг друга плечом, стараясь заставить противника встать на обе ноги или выйти из круга. Тот, кому удастся это сделать, выигрывает.
Запрещаются толчки в грудь, в спину. Можно выполнять обманные движения.

 

Спортивный бадминтон

Ракетку для бадминтона лучше приобретать металлическую с головкой, обтянутой специальной струной, а не леской.

Держат ракетку за конец ручки так, чтобы плоскость ракетки находилась в выемке между большим и указательным пальцами. А эти пальцы представляли бы из себя латинскую букву «V». Держать ракетку надо, как птичку, достаточно крепко, чтобы не улетела, но и не настолько крепко, чтобы задохнулась.
Следует взять за правило требование не перехватывать ракетку во время ударов из разных положений. Хорошим упражнением для этого является жонглирование воланом, поочередно ударяя по нему то одной, то другой стороной ракетки.

Еще совет для начинающих. Выполнять передачи в парах следует с удара по волану снизу (волан должен находиться ниже пояса, а головка ракетки ниже кисти руки), так как подача в спортивном бадминтоне выполняется именно так.

Краткие правила бадминтона

Играют на площадке размером 13,4 х 5,8 м. Сетка или просто шнур натягивается на высоте 1,55 м. Каждую половину площадки делят на три сектора: первый — в 1,98 м от сетки — отделяется параллельной сетке чертой; остальная часть площадки делится продольной линией на две равные части.

Игра, как в волейболе, состоит из трех партий. Играют до 15 очков, а женщины и дети — до 11 очков. Очки, так же как в волейболе, начисляются только подающей стороне. Если подающий допустил ошибку, он только теряет право на подачу.

Подача, как уже говорилось, выполняется только ударом снизу, остальные удары — из любых положений, любой частью ракетки.

При четном и нулевом количестве очков у подающего он подает из своего правого заднего сектора, стараясь попасть по диагонали в задний сектор соперника. Принимающий располагается именно в нем. При нечетном количестве очков у подающего он подает по диагонали из своего левого сектора в противоположный сектор.
Если при подаче волан не попадает в нужный сектор, то подача переходит к сопернику. Для победы в партии необходимо набрать не менее 15 (11) очков и чтобы при этом разница в счете с соперником была не менее 2 очков.